BAU
HAUS
HITES
это школа дизайна, родившаяся в 1919 году в немецком Веймаре
#2
название Баухауз это неологизм, придуманный архитектором Вальтером Гропиусом, основателем школы.

Цель — объединить искусство, ремесло
и промышленность в одном универсальном языке формы.
производное от слов
bauen (строить)
и Haus (дом)
WORK OF ART
Тем не менее, школа была основана с идеей создания WORK OF ART — произведений, в котором все искусства, в том числе архитектура, в конечном итоге будут собраны.
Несмотря на свое название, и на то, что ее основателем был архитектором, в Баухаус в течение первых лет своего существования не было архитектурного отделения.
Walter Adolph Georg Gropius
архитектор идеолог и основатель школы bauhaus
Концепцию рационализма поддерживали также Французская школа, Нидерланды, Италия и конечно Германия, как основатели движения.
Среди архитекторов-конструктивистов образовалось течение, в котором большое внимание уделялось функции будущего здания.

По их мнению, архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не заниматься бесконечным повторением достижений прошлых столетий. Стили, достигшие расцвета в 18−19 веках, должны быть полностью забыты. Время научно-промышленного прогресса требует создания новых форм.
Озабоченность абстрактными, теоретическими принципами не ослабла с уходом Кандинского
Идеи Баухауза оказались удивительно созвучны советскому конструктивизму
The Cinematic Orchestra.
Man with a Movie Camera
Саундтрек группы
The Cinematic Orchestra
к документальному фильму советского режиссёра Дзиги Вертова.
Релиз диска состоялся
26 мая 2003 года
Режиссер: Луис Бунюэль
Сценарий: Сальвадор Дали, Луис Бунюэль
Оператор: Альбер Дюверже, Джимми Берлит

Франция 1929
Авторы плаката:
Владимир и Георгий Стенберги
1929

Режиссер: Дзига Вертов
Сценарий: Дзига Вертов
Оператор: Михаил Кауфман

СССР 1929
кино
ДРУГОЕ
такого вы могли не видеть
MICHELANGELO ANTNIONI (1966)
«Фотоувеличение»
Фильм-притча Микеланджело Антониони по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола», который был написан под впечатлением от просмотра фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор».

Фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года, а также номинировался на премию «Оскар» за режиссёрскую и сценарную работы.
Это кино можно смотреть без звука. Насладитесь прекрасными кадрами и цветом.
HITES:
советский ответ
BAUHAUS
1
/
3
Варвара Степанова
Создатели нового быта для строителей коммунизма
(у)
#2 HITES
Эта одежда напрямую отражала идеалы Баухауза: рациональность, утилитарность, массовость.

Но в советском контексте это ещё и одежда для строителей коммунизма.
Варвара Степанова разрабатывает серию рабочей одежды — не как моду, а как функциональную форму для труда, учёбы и повседневной жизни.
Эскиз спортивного костюма Варвары Степановой.
1923 г.
Варвара Степанова.
Изучайте старое, но творите новое.
1919.

Рукописный плакат, гуашь.
Галерея «Гмуржинска»,
Цюрих
Елена Худякова в спортивном костюме
по эскизу В. Степановой.
1985 г.
Костюм спроектированный В. Степановой, Фотография Александра Родченко.
1924 г.
1985
1999
Adidas
представила Модель из латекса на выставке DEUTSCHE BANK KUNSTHALLE
1924
Елена Худякова в спортивном костюме
по эскизу В. Степановой.
1985 г.
Костюм спроектированный В. Степановой, Фотография Александра Родченко.
1924 г.
1985
1999
Adidas
представила Модель из латекса на выставке DEUTSCHE BANK KUNSTHALLE
1924
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО
2
/
3
советский ответ
BAUHAUS
Создатели нового быта для строителей коммунизма
Знаменитый шахматный столик в конструктивистском стиле был частью интерьера Рабочего клуба, который Родченко разработал вместе со своими студентами для Международной выставки декоративных искусств в Париже.

Возможность поворачивать доску, не вставая с места, шкатулки для хранения шахматных фигур прямо в подлокотниках, простые формы самих стульев — эта работа декларирует идею новой эстетики функциональности. Сейчас посмотреть на реконструкцию «Рабочего клуба» можно в Третьяковской галерее.
Шахматный столик
1925
«Я довёл живопись до логического конца. Я выставил три холста: красный, синий и желтый. Всё кончилось...»
Гладкий цвет
1921
Триптих «Гладкий цвет», 1921. Холст, масло.
(Чистый красный цвет. 62,5×52,7. Чистый жёлтый цвет. 62,5×52,5. Чистый синий цвет. 62,5×52)

Чёрный квадрат Каземира Малевича был создан
в 1915 году
Этим триптихом Родченко провозгласил конец станковой живописи.

Родченко выставил работы в стиле линиизма и чистого цвета, в частности три монохромных полотна: «Чистый красный цвет», «Чистый жёлтый цвет», «Чистый синий цвет». Спустя годы он вспоминал:
Лампа Родченко
1921
Чертеж лампы. А. Родченко
Область исследования функционального назначения предмета стала главной концепцией наравне с применением ключевых принципов работы: рациональность, экономичность, многофункциональность и мобильность изделий.

Очертания отдельных предметов подчинялись строгой структуре. Таким образом Александр Родченко решал задачи конструирования, используя инженерный подход, создавая многофункциональную трансформируемую мебель, вращающиеся витрины, проектировал дизайн прозодежды, выступал как графический дизайнер (реклам-конструктор) с Владимиром Маяковским.
Сервиз трактирный
1922
Спроектированный Александром Родченко в по заказу керамического факультета ВХУТЕМАС — яркий образец графического дизайна эпохи конструктивизма, новый экспонат выставки «История российского дизайна. Избранное».
александр
родченко Так же известен как человек способствующий изменениям в классической фотографии. появляется понятие ракурса
Пионер-трубыч
1932 год
Девушка с "Лейкой"
1934 год
Портрет матери
1924 год
3
/
3
Weisz László
и его плексигласовые пузыри
Ласло Мохой-Надь
венгерский художник, теоретик фото и киноискусства, журналист, одна из крупнейших фигур мирового авангарда, один из важнейших представителей Нового ви́дения
Сибил, вторая жена художника, вспоминала, что муж ее пользовался кухонной духовкой, нагревая в ней куски пластика для того, чтобы те становились гибкими и лучше преломляли свет.
Laszlo Moholy-Nagy. Jealousy, Photomontage, 1927
Laszlo Moholy-Nagy. 1937-38
Laszlo Moholy-Nagy. Рhotomontage, 1928
Laszlo Moholy-Nagy. Рhotomontage, 1927
Чтобы разобраться в особенностях технологии Мохой-Надя, нью-йоркский Музей Соломона Р. Гуггенхайма изучил его произведения из своей коллекции
1939
Laszlo Moholy-Nagy
CH X
HITES
© 2025, GOOD WOOD education.gwd.ru
to be continued
# 3
в дизайне
ПОТРЕБНОСТЬ
ЗАЧЕМ?
В 20 веке возникла новая универсальная творческая профессия — дизайнер, объединившая художественные и инженерно-технические подходы к формообразованию предметно-пространственной среды.
тебе это старьё
и функции
#00
формы
Дизайнер стал связующим звеном между искусством и техникой, создав новый тип творчества, основанный на синтезе формы и функции
moderne
Фёдор ШехтелЬ
судьба «нового стиля» в россии
На рубеже XIX—XX в.веков в России получил распространение модерн как «новый стиль», обещавший освобождение от эклектики и подражания, особенно в среде молодёжи. Однако, несмотря на кратковременный всплеск интереса, модерн столкнулся с жёсткой критикой и был отвергнут многими архитекторами и художниками, предпочитавшими неоклассику. В результате модерн не стал основой национального стиля и его влияние оказалось недолговечным, что впоследствии отразилось на критическом восприятии художественной стилистики в советской архитектуре и дизайне.
Москва, 1875 год. Слева направо: Мария, Франц‑Альберт (Фёдор), Доротея (Дарья) и Осип Шехтели • 1886 год. Ф. О. Шехтель. Фотография, подаренная А. П. Чехову • 1910‑е годы. Ф. О. Шехтель в своём доме на Большой Садовой
Проект особняка Морозовой, главный и боковой фасады. Фото из книги «Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель»
mdrn
К концу жизни художника ввиду смены художественных стилей и общественных вкусов интерес к его произведениям был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период, его творчество считалось устаревшим, чрезмерно националистическим и даже упадочным.
После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха был увлечён идеей создания «официального» графического стиля нового государства: ему принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха завершил свою «Славянскую эпопею» и подарил её городу Праге. В Праге тогда не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю серию картин целиком, её временно экспонировали в Выставочном дворце. После войны картины разместили в замке городка Моравский Крумлов (с 1963 по 2011 годы), затем снова в Выставочном дворце в Праге.
Альфонс Муха
Когда картина была впервые показана публике на выставке в Вене в 1908 году, она произвела настоящий фурор. Австрийская галерея Бельведер сразу приобрела её у художника, ещё до окончания выставки. Сегодня «Поцелуй» — жемчужина коллекции Бельведера и символ австрийского модерна.
В начале XX века Климт был уже признанным художником, но после серии скандальных работ с откровенной эротикой он стремился к новой художественной форме, способной объединить символизм, декоративность и эмоциональную глубину. Вдохновением для «Поцелуя» стали как византийские мозаики, особенно те, что он увидел в Равенне, так и японское искусство, с его плоской композицией и акцентом на узор.

Работа над «Поцелуем» началась примерно в 1907 году, когда Климт искал способ выразить идею всепоглощающей любви и слияния двух душ. Он использовал листовое золото, чтобы подчеркнуть божественность и вечность момента. Это придало картине характер иконы, возведя любовь до уровня сакрального.
Густав Климт
Искусству нужна не форма, а истина. Цвет, объем и звук становятся основой новой системы вещей. Важны не эмоции, а путь к чистому творчеству.
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
#01
suprema
ТИЗМа
В 1918-ом году Малевич провозгласил отказ от изображения реальных предметов.
suprema
ТИЗМа
#01
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Искусству нужна не форма, а истина. Цвет, объем и звук становятся основой новой системы вещей. Важны не эмоции, а путь к чистому творчеству.
В 1918-ом году Малевич провозгласил отказ от изображения реальных предметов.
Он отказывается от утилитарности и реализма, стремится к бесконечной реальности.

Простые формы — квадрат, круг, крест — символы нового мира.
Это не только искусство, но и способ мышления, уход от прошлого к абстрактной свободе.
Супрематизм начинается как философия, превращается в стиль.
Казими́р Севери́нович Мале́вич — русский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма.

Казимир Малевич не должен был стать художником. Его отец предполагал, что он будет делать сахар, — потому что сам отец был управляющим на сахарном заводе, превращал свеклу в белый сладкий порошок.
1
/
3
КАЗЕМИР
МАЛЕВИЧ
Чёрный квадрат стал финальной точкой — и одновременно началом нового художественного мышления.
В 1915—1916 годах появляются Красный квадрат (названный «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях»), Белый квадрат на белом фоне (1918), Красный крест и другие работы. Каждая из них — шаг к полной дематериализации формы, к «чистому» искусству, лишённому утилитарного смысла.
Казимир Малевич начал с кубофутуризма, постепенно отказываясь от изображения предметного мира. Его стремление выразить «чистое чувство» привело к созданию супрематизма — искусства вне объекта, основанного на цвете и форме.

Первым шагом стали геометрические абстракции: круги, кресты, квадраты. В 1915 году он написал Чёрный квадрат — икону нового искусства и символ конца предметной живописи. Ему предшествовали эксперименты в серии «Красные массы», где Малевич искал выразительную силу цвета.
поиски Чёрного квадрата
2
/
3
Кандинский сыграл важную роль в формировании стиля российского дизайна благодаря своей теоретической и педагогической деятельности, особенно в Баухаузе. Его идеи о связи цвета и формы, абстракции и композиции легли в основу учебных программ, повлиявших на подход к обучению художников и дизайнеров.

Через систему ИНХУКа и ВХУТЕМАСа в России эти принципы получили развитие, заложив фундамент для отечественного дизайнерского образования и визуального языка.
Василий Кандинский
В 30 лет оставив карьеру юриста, поступил в школу живописи
а затем — во второй раз — в Мюнхенскую академию, где учился у Франца фон Штука. В начале он почти не пользовался кистями, предпочитая мастихин и яркие краски, но Штук заставил его работать в чёрно-белой гамме. Кандинский много путешествовал, впитывая впечатления, и окончательно понял, что искусство для него важнее юриспруденции — оно «выводило за пределы времени и пространства».
Василий Кандинский 1897 г
Василий Кандинский официально был женат дважды. Но была в его жизни еще одна женщина, на глазах которой рождался творческий гений основателя абстракционизма. Габриэль Мюнтер, молодая немецкая художница, стала для Кандинского спутницей и единомышленницей на долгие 12 лет.

Ее собственный талант раскрылся, не оставшись в тени блистательного соратника. И даже утратив творческую искру на долгие 10 лет после ухода учителя, кумира, несостоявшегося мужа, Габриэль Мюнтер с риском для жизни спасла внушительную часть его творческого наследия.
Габриель Мюнтер.
Кандинский и Эрма Босси
за столом в Мурнау,
1912г
3
/
3
Мондриа́н
Пи́тер Корне́лис
нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Вряд ли Пит Мондриан, все мысли которого были заняты Абсолютом, мог предположить, что много лет спустя в его работах будут черпать вдохновение люди, работающие в самых разнообразных сферах. Пожалуй, началось все со знаменитой коллекции платьев «Мондриан», созданной Ивом Сен-Лораном в 1965 году (одно из них теперь хранится в Музее Виктории и Альберта). Строгие и лаконичные наряды, расчерченные широкими черными линиями, единственным украшением которых были яркие сегменты чистых цветов, стали настоящей сенсацией в мире моды. Дальше – больше. В честь художника были названы два языка программирования («Пит» и «Мондриан»), его картины вдохновляли музыкантов на написание целых альбомов и съемки видеоклипов. Особенно узнаваемый мондриановский стиль полюбился дизайнерам интерьеров и мебели. Всё это (кроме, пожалуй, систематизированных и упорядоченных языков программирования) вряд ли понравилось бы самому художнику и польстило его самолюбию. Что уж говорить о кроссовках, пирожных и дизайне ногтей «имени Мондриана». Бесконечное количество раз растиражированные образы и стиль давно перестали нести в себе идеи художника, став скорее данью уважения поп-арту и оставив Мондриана в стороне.
Питер Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте в протестантской семье.

По всей видимости, свое предназначение он осознал очень рано, потому что рисовать Пит начал еще в детстве и не прекращал до самой смерти. Первыми живописными наставниками мальчика стали его отец Питер Корнелиус и дядя Фриц Мондриан.

В 1892 году молодой художник начал обучение в Академии изящных искусств в Амстердаме, перед этим по настоянию семьи получив образование учителя начальной школы.
Эволюция от природы к абстракции
1921
«Композиция с красным, синим и жёлтым»
1911
«Горизонтальное дерево»
1911
«Серое дерево»
1908–1910
«Вечер. Красное дерево»
Несколько малоизвестных, но интересных фактов о творчестве Пита Мондриана:
Он вёл идеологическую борьбу с кривыми линиями
однажды он отказался работать с дизайнером, который предложил внести округлую форму в совместный проект.
Писал в полной тишине и белом костюме
он был одержим чистотой и порядком.
До абстракции он писал деревья
и не просто реалистично, а постепенно упрощал их форму.
Мондриан не принимал диагоналей
он считал, что только вертикали и горизонтали передают идеальный порядок.
Он обожал джаз и танцы
особенно чарльстон. Мондриан считал ритм важным элементом не только музыки, но и живописи.
Последняя работа осталась незаконченной
1942−1943
«Бродвей-Бугги-Вуги»

Гимн Нью-Йорку, джазу и ритму мегаполиса. Он работал над ней до самой смерти, передвигая цветные кусочки скотча вместо мазков.